ГОРНОЗАВОДСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

100 лет со дня рождения писателя Виктора Петровича Астафьева

01.05.2024

1 мая 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева – талантливого писателя, драматурга, сценариста, эссеиста. Это один из крупнейших прозаиков, ставший классиком русской литературы еще при жизни. Критики и читатели высоко ценят писателя за доброту, которую он пробуждает в людях, за ненавязчивую пропаганду абсолютных ценностей, за возможность наслаждаться его высокохудожественным и в то же время простым, понятным слогом.

Настоящий сибиряк, он родился в деревушке Овсянка Красноярского края, на берегу Енисея. Его отец был крестьянином, крепким хозяйственником, мать – домохозяйкой. В годы коллективизации Астафьевы были раскулачены, а отец заключен в тюрьму «за вредительство». В семилетнем возрасте Виктор лишился и матери. Оставшегося сиротой мальчика взяли в свою семью дедушка с бабушкой. Уже в раннем возрасте Виктор пытался сочинять разные истории, за что бабушка называла его «врушей». Свою жизнь в эти годы, несмотря на непростой крестьянский быт, он вспоминал как самый счастливый отрезок судьбы. Но счастливая жизнь мальчика закончилась после освобождения отца, который забрал Виктора к себе. Будущий писатель начал работать вместе с отцом на рыбзаводе. Однако вскоре отец заболел и попал в больницу. Мачеха фактически выгнала Виктора, и после нескольких месяцев скитаний его определили в детский дом. В детском доме Астафьев окончил шесть классов и поступил в фабрично-заводскую школу. Кроме того, он устроился на железную дорогу сцепщиком вагонов и дослужился до дежурного по станции. Именно в детском доме он встретил преподавателя, который, рассмотрев в подростке писательский потенциал, повлиял на его дальнейшую судьбу. Он заставлял его писать сочинения, одно из них впоследствии легло в основу рассказа Астафьева «Васюткино озеро».

Осенью 1942 года Виктор добровольцем ушел на фронт. С весны 1943 года сражался на передовой, был тяжело ранен и демобилизован в 1945 году. На фронте ему довелось поработать шофером, связистом и стрелком гаубицы, во время одного из обстрелов он получил тяжелое ранение с контузией. Молодой боец был заслуженно награжден орденом Красной Звездыордена медалями «За отвагу», «За освобождение Польши» и «За победу над фашистской Германией».

В победном 1945 году Астафьев демобилизовался в звании «рядовой». Вместе с женой, с которой познакомился на фронте, уехал в город Чусовой Пермского края. Здесь у них родилось трое детей, вскоре супруги взяли на воспитание еще двоих приемных детей.

В 1951 году, будучи 27-летним человеком, Виктор Петрович начал работать в редакции газеты «Чусовской рабочий». Здесь впервые увидели свет его произведения. А через 2 года он уже выпустил свою первую книгу «До будущей весны». Через пять лет его приняли в Союз писателей СССР. Так начался его писательский путь.

Проблематика книг В. Астафьева многопланова. Автор пишет о нравственных ценностях в жизни людей, об отношении к природе, к миру, к людям, открывает нам народные характеры. В судьбах своих героев писатель прослеживает историю всей страны. Конечно, в его произведениях звучит и тема войны. 

 

 

 

Произносим имя Астафьева и в памяти всплывают названия книг – «Последний полон», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Царь-рыба», «Затеси», «Кража», «Печальный детектив», «Прокляты и убиты»…

Его книги издавались огромными тиражами не только в нашей стране, но и за рубежом, переведены на многие языки мира. Им не страшны годы. Произведения Виктора Астафьева всегда современны и интересны. Они о любви к Родине, о взаимоотношениях людей, о природе, о войне. Его проза излучает теплый внутренний свет, свет той доморощенной жизни, которая близка и понятна каждому русскому человеку, пусть даже и совершенно далекому от деревенского быта или солдатского пота. И свет этот под пером Астафьева такой удивительный в разнообразнейших своих оттенках…

Предлагаем вашему вниманию разные по жанру книги этого автора. Возможно, они займут достойное место в вашей книжной коллекции. А Виктор Астафьев станет вашим любимым автором.

 

 

У Виктора Петровича есть замечательная книга, которую писатель считал самой любимой и заветной — цикл автобиографических рассказов «Последний поклон». Автор создавал этот цикл на протяжении почти трёх десятилетий, и изначально это произведение не задумывалось как нечто единое целое.

А началось с одной командировки на Красноярскую ГЭС в 1957 году. Именно на встрече с местными писателями Виктора Петровича поразило и возмутило, с какой безответственностью они говорили об освоении Сибири, о ее стройках, «будто до них тут никого не было, никто не жил, а если жил, то никакого внимания не заслуживал». Писатель решил рассказать «о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и не до небес возвышать их словом». И Астафьев начал писать рассказы. Почти все они о Сибири, о деревенском быте, взаимоотношениях людей, о далеком детстве, которое, несмотря на трудное время и сложности, все-таки было удивительно светлой и счастливой порой.

В первое издание «Последнего поклона» (1968) включено 15 рассказов. В 1998 году в 15-томном собрании сочинений «Последний поклон», состоящий из трех книг, включает уже 32 рассказа. Каждый из этих рассказов можно читать по отдельности. А если читать все подряд, то попадаешь в удивительную атмосферу астафьевской прозы.

Главный герой повести – сирота Витя Потылицын (Потылицыны – фамилия дедушки и бабушки Виктора Астафьева). Он живет в сибирской деревне на берегу Енисея с бабушкой и дедушкой. Этот наивный, доверчивый, непосредственный мальчишка открывает мир, радуется всему, что его окружает.

Рассказы о детстве главного героя сентиментальные, трогательные, с легким оттенком грусти. И навевают столько приятных воспоминаний!

Детство Вити – это восторг от новых штанов, которые перешила из тряпок бабушка, музыка, которую играл на скрипке слепнущий Вася-поляк, веселые игры с деревенскими мальчишками. Детство – это друзья-ребята, спасающие гусей из полыньи, походы в лес за ягодами и пряничный «конь с розовой гривой». Ну и, конечно, детство – это добрая, заботливая, бесконечно прощающая своего любимого внука, и одновременно сильная, выносливая и властная бабушка Катерина Петровна. Всю любовь, нежность, на которую способно мужское сердце, вложил Астафьев в ее образ. Именно бабушке первой шлет Виктор Петрович низкий поклон своей повестью. А еще он до конца своих дней переживал, что не смог выполнить ее последнее желание. Какое? Об этом вы узнаете, прочитав книгу.

Вам предстоит вместе с Витькой взрослеть, преодолевать трудности, которых в его жизни будет не мало, пережить войну.

Астафьев колоритно, ярко рисует не только главных героев, но и всех жителей деревни. Даже если вы городской человек и деревенские будни не кажутся вам такими особенными, попробуйте вместе с писателем проникнуться любовью к людям, которые окружают Витю – будь то пьяница, инвалид, женщина со своей бабьей долей или ребятишки, отстаивающие свое право на самостоятельность.

А еще вас ждет приятное путешествие в мир природы Сибири! В книге огромное количество живописных зарисовок, показывающих всю красоту сибирской природы. Образный язык, потрясающие сравнения, метафоры и аллегории – всем этим автор владеет мастерски! Читаешь и поражаешься таланту Астафьева – какой удтвительный слог! Несколько строк – и ты вдыхаешь ароматы леса и трав; чувствуешь запах костра и ухи; видишь, как трогается лед весной и как несутся воды Енисея; любуешься на красный закат и видишь первую каплю росы на лепестке просыпающегося цветка…

Книга читается на одном дыхании и оставляет неизгладимое впечатление после прочтения. Говорят, что прочитанные в детстве книги нужно перечитать во взрослом возрасте. Прочитайте «Последний поклон» – вместе с Витькой порадуйтесь, посмейтесь и поплачьте.

 

 

В 1976 году на страницах журнала «Наш современник» появилось произведение Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба», имеющее подзаголовок «повествование в рассказах». Многие страницы произведения посвящены подробнейшему, любовному описанию родной тайги, рек и горьким картинам их грабежа и разорения. В книге тема природы обрела мощное, философское звучание и стала восприниматься как тема экологическая.

Основу «Царь-рыбы» составляют рассказы о рыбаках, охотниках-промысловиках, написанные автором в разное время. Одна из глав дала название всему сборнику. Она является самым ярким центром всего повествования.

Главный герой новеллы – самый удачливый и умелый рыбак деревни Зиновий Игнатьич. Он занимается браконьерством и не считает это постыдным занятием, старается брать от природы по максимуму. Рыбак покорил реку и считает себя царем природы. Его жадность и гордыня приводит к тому, что он попадает в страшную ситуацию: огромная рыба в борьбе с ним выбрасывает его за борт, он запутывается в крючках и снастях. В темной ночи в ожидании смерти наедине с царь-рыбой Игнатьичу предстоит заново переосмыслить все свое прошлое и, если он хочет избежать гибели, понять, в чем он все-таки согрешил перед Богом и людьми. Даст ли ему природа второй шанс? Книга очень сильная по тематике – она призывает любить и ценить природу, жить в гармонии с ней и помнить о своем месте на Земле.

В этом сборнике есть всё: и автобиографические воспоминания, и приключенческие моменты, и побасенки рыбаков, и бытовые зарисовки, и народные поверья и приметы, и публицистические рассуждения автора. Виктор Астафьев обладает какой-то магической силой: с прочтения первого рассказа сборника вы словно попадаете в сети его причудливого языка и уже не в силах оторваться – хочется читать дальше и дальше…

В 1978 году Виктор Астафьев за книгу «Царь-рыба» получил Государственную премию СССР.

 

 

Одна из главных тем в творчестве Астафьева – военная. В 1960 году им была написана повесть «Звездопад», которая принесла автору широкую известность. Это светлая повесть о первой любви на войне – наивной, детской, бесхитростной…

В книге нет рассказов о боях, героических подвигах, писатель рисует совершенно будничный быт тылового госпиталя. Главный герой повести Михаил Ерофеев, взрослый уже человек, вспоминает свою военную юность и первую любовь. Он, 19-летний солдат, попадает в тыловой госпиталь в разгар Великой Отечественной войны. Открыв глаза после тяжелой операции, Миша видит у своей кровати молоденькую медсестру Лиду, в которую влюбляется с первого взгляда. Автор описывает и первые восторги, и переживания, и первый неумелый поцелуй, и ревность к офицеру-лётчику – всю ту палитру чувств, которые испытывает влюблённый парень. Любовь меняет все вокруг. Даже звезды на небе светят по-другому. Но совместимы ли война и любовь?

Книга искренняя, пронзительная. Отличается поэтичностью и лиризмом. Читается очень легко. И после прочтения оставляет чувство светлой печали.

«Звездопад» понравится не только любителям военной прозы, но и тем, кто предпочитает прозу романтическую.

Одно из самых тяжелых произведений Астафьева о войне – роман «Прокляты и убиты». Писатель неоднократно отмечал, что о войне «столько наврали, так запутали все, с нею связанное, что, в конце концов, война сочиненная затмила войну истинную». Он хотел написать правдивое произведение о войне. Виктор Астафьев долго шел к этой книге и боялся взяться за нее, потому что не знал, переживет ли вновь ад войны, пусть теперь уже в памяти и воображении.

Книга была написана в 1990-1994 годах. Роман состоит из двух книг, которые связаны между собой. Третью книгу автор так и не завершил, однако это не помешало роману стать одним из пронзительных и сильных образцов российской военной прозы. Литературный критик Валентин Курбатов назвал этот роман «самой мучительной в русской литературе книгой».

Название романа взято из писаний русских старообрядцев: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты».

Большинство книг и фильмов о войне рассказывают о подвигах советских солдат, о сражениях, наступлениях, работе в тылу во имя Победы. Эта книга особенная. Автор показал ужасающую сущность Великой Отечественной войны, изнанку боевых будней. Книга пугает своей реалистичностью и достоверностью.

Герои первой книги «Чертова яма» – мальчишки-новобранцы, которые прибыли осенью 1942 года в запасной полк города Бердска для подготовки к отправлению на фронт. В течение трех месяцев они должны научиться воевать. Автор описывает те чудовищные условия, в которых им приходилось жить – болезни, голод, вши, однополчане-урки, конфликты между солдатами и командирами, потеря веры в себя и людей. В книге много страшных сцен – пробуждение после первой ночи в казарме, убийство солдата командиром, расстрел братьев-близнецов. Роман читается с большим эмоциональным напряжением, испытываешь шок от прочитанного. Неужели такое было?

Вторая часть книги – «Плацдарм» – описывает переправу через Днепр и бой за Великокриницкий плацдарм у села Великие Криницы. Герои книги попадают в кромешный ад войны, ведь плацдарм стал для них местом смерти. В переправе через Днепр проявляются личностные качества каждого: храбрость и подлая трусость, готовность отдать жизнь за Родину и откровенное предательство, а также бездарное руководство – всё это было в те суровые годы.

Этот роман – одна из сильнейших вещей, которая была написана о войне. После его выхода как Астафьева только не критиковали. Из «певца русского крестьянства» он тут же превратился в шовиниста, русофоба, предателя, заигрывающего с Западом. Кто-то ругал автора, а кто-то благодарил за правдивое произведение. В комментариях можно прочитать выдержки из писем, которые прислали читатели Виктору Астафьеву.

В 1995 году за первые две части романа «Прокляты и убиты» писатель получил Государственную премию Российской Федерации.

 

Последний рассказ Виктора Астафьева «Пролетный гусь» был напечатан в журнале «Новый мир» в январе 2001 года. В этом же году за него писателю посмертно присуждена Литературная премия имени Юрия Казакова.

Астафьев рассказывает историю семьи молодых фронтовиков Данилы и Марины Солодовниковых. Ребята попали на войну со школьной скамьи, как выразился автор у них «короткая, не насыщенная жизнью биография». После войны им обоим некуда ехать, у них нет родственников, нет имущества, и их никто не ждет. Судьба ребят похожа на миллионы судеб других советских людей. Марина и Данила оседают в маленьком городке Чуфырино и постепенно начинают привыкать к мирной жизни: находят жилье, устраиваются на работу. Трудолюбием и бескорыстием они завоевывают любовь жителей городка. Вскоре в их семье родился сын. Только жизнь молодых людей начинает налаживаться, как на них обрушивается беда за бедой: болезнь ребенка, приезд сына хозяйки с женой. Сумеют ли Солодовниковы справиться со всеми несчастьями, которые обрушились на них, или короткое семейное счастье «пролетит» мимо, как пролетный гусь?

Рассказ интересен тем, что заставляет задуматься над вопросами, на которые стремится ответить себе каждый – что помогает человеку в сложном мире сопротивляться, проявлять удивительную поражающую жизнестойкость, что помогает жить и умирать по-людски. Произведение очень сильное, вызывает бурю эмоций: от жалости до негодования.

Все книги Виктора Астафьева такие разные. И такие похожие – они о любви к родной природе, о человеческих ценностях и нравственных принципах, о патриотизме и гордости за свою страну. Начинаешь читать его произведения, и стихия астафьевской прозы захватывает своим мощным потоком и несет за собой… Книги Астафьева не отпускают и заставляют возвращаться к ним снова и снова.

Архив мероприятий

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
Показать все за месяц   |   Показать все за год

 

▲ Наверх